Профессиональные справочные системы для специалистов
12.08.2020
Минэкономики представило новый план по снижению энергопотерь в российской экономике

     Минэкономики направило на рассмотрение коллег по правительству обновленный план повышения энергоэффективности, представив новую цель снижения энергоемкости ВВП к 2030 году - 35% от уровня 2017 года за счет современных технологий в энергетике, на транспорте и в ЖКХ. Эксперты в целом приветствуют новый документ, отмечая, с одной стороны, медлительность властей в достижении целей, с другой - появление за это время более эффективных инструментов экономии и практических возможностей для их применения.
     
     Обновленный план повышения энергоэффективности (есть у "Ъ") - очередная попытка Минэкономики реанимировать тему в российском политическом и экономическом контексте. Закон об энергоэффективности был принят еще в 2009 году и предписывал снижение энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году, но с 2015 года бюджетная поддержка проектов энергоэффективности была свернута, а средства - перенаправлены на развитие футбольной инфраструктуры и поддержку моногородов. К 2017 году власти признали, что цель, скорее всего, не будет достигнута, одновременно Минэкономики (получившее эти полномочия от Минэнерго) разработало первую версию нового плана. В декабре 2019 года Минэкономики признало, что "за прошедшие десять лет энергоемкость ВВП снизилась всего на 9%, а в последние четыре года она не снижается".
     
     Как пояснили "Ъ" в Минэкономики, новый план готовился с участием ведомств, регионов, а также бизнеса и экспертного сообщества и ориентирован в первую очередь на "повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики и бюджетного сектора". План синхронизирован со стратегией долгосрочного низкоуглеродного развития и должен стать основным инструментом достижения климатических целей РФ по "базовому сценарию". Новая цель для РФ в области снижения энергоемкости на 2030 год - порядка 35% снижения энергоемкости от уровня 2017 года в целом (или порядка 42% от уровня 2009 года), более половины эффекта (20%) должен обеспечить технологический фактор.
     
     Получается, что цель 2009 года "переносят" на десять лет вперед, однако предлагаются более реальные механизмы ее достижения, говорят эксперты.
     
     План включает шесть блоков мероприятий - в электроэнергетике, промышленности, энергоэффективных материалах, ЖКХ, теплоснабжении и на транспорте, отдельно выделена бюджетная сфера. "Нулевой" этап плана - введение стапроцентного приборного учета (в том числе с автоматическим сбором показаний). Основным инструментом в энергетике названа "модернизация генерирующих объектов", в том числе внедрение высокоэффективных парогазовых технологий на электростанциях и содействие развитию когенерации. План также предлагает дополнение справочников НДТ и регламентов ЕАЭС предельными показателями энергоэффективности, обновление требований к стройматериалам, капремонту и новому строительству многоквартирных домов, стимулирование спроса и предложения на рынке энергоэффективного жилья (сектор ЖКХ в РФ потребляет около 17% первичной энергии, при этом более половины многоквартирных домов энергетически неэффективны и лишь треть новых имеют высокие классы энергоэффективности), снижение потерь в тепловых сетях, обновление парка автобусов и грузовой техники. Наконец, план включает и ряд предложений по развитию зеленого финансирования - в том числе за счет инструментов энергосервиса, льготных кредитов, господдержки энергоэффективных товаров и технологий.
     

     Эксперты отмечают, что в процессе работы над планом Минэкономики удалось сделать его более подробным и качественным, однако указывают на возможность сокращения ряда пунктов в процессе согласования с ведомствами, а также на забытое в процессе требование к банкам с госучастием подключиться к борьбе за экономию за счет стандартизации зеленых финансовых инструментов.
     
     Советник аппарата комитета Госдумы по энергетике Александр Фадеев (ранее курировал тему в Минстрое) характеризует новую версию плана как "более подробную и качественную", включающую привязку к конкретным результатам, новым целям и мировым трендам, не исключив, однако, что документ вызовет в Минстрое "желание убрать ряд пунктов". Старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Юрий Мельников также не исключает, что есть риск "усыхания" плана при согласовании с ведомствами, в частности в вопросах экономической эффективности. Член профильной рабочей группы экспертного совета при Минэкономики Мария Степанова отмечает как положительные факторы "интеграцию с другими направлениями и инструментами госполитики - ДПМ, НДТ, тарифами", а также большее количество прямых запретов и требований, чем в прежней версии. "Очевиден отход от традиционной приоритизации "первым делом - бюджетный сектор и лампочки"", - считает Юрий Мельников.
     
     Директор Исследовательского центра энергетической политики в Европейском университете Максим Титов отмечает, что в плане "сделана попытка представить все направления, по которым повышение энергоэффективности необходимо", отмечая, однако, также забытые моменты - от требований к банкам с госучастием разработать стандартные финансовые продукты до развития общественного электротранспорта. "Также необходимо объяснить, почему предыдущая цель осталась невыполненной даже наполовину", - считает эксперт.
     
     
     Источник:
     http://www.kommersant.ru