Профессиональные справочные системы для специалистов
07.05.2021
Новые стандарты помогают получить максимум отдачи от ИСО 9001

     Повышение качества изделий/услуг, производительности труда персонала, эффективности технологических процессов и продуктивности деловых отношений - вот лишь часть обширного перечня преимуществ, вытекающих из успешного внедрения системы менеджмента качества (СМК).
     
     Внедрение и последующее применение подобной системы по назначению существенно упрощается, если в качестве основы использовать документ ИСО 9001:2015 "Системы менеджмента качества - Требования", подготовленный Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО), а также сопутствующие вспомогательные стандарты ИСО, которые регулярно обновляются.
     
     Ценность менеджмента качества
     
     Система менеджмента качества - набор взаимосвязанных/взаимодействующих элементов, используемых организацией при формулировании политик, правил и целей в сфере обеспечения надлежащего качества, а также установления процессов, необходимых для обеспечения соблюдения подобных политик и правил, равно как и для достижения подобных целей.
     
     Набор требований к менеджменту качества можно найти в следующих семи разделах ИСО 9001:2015:
     
     - контекст;
     
     - лидерство;
     
     - планирование;
     
     - поддержка;
     
     - операции;
     
     - оценка;
     
     - улучшение.
     
     Обеспечивая соответствие обширному перечню критериев, установленных ИСО 9001:2015, организация способна официально продемонстрировать многочисленным клиентам и деловым партнерам умение предоставлять стабильные высококачественные продукты и услуги за счет строгого соблюдения и постоянного совершенствования процессов внутреннего контроля качества.
     
     После успешного получения сертификата соответствия рекомендациям ИСО 9001 организации используют СМК на основе вышеупомянутого стандарта, достигая, помимо прочего, следующих целей:
     
     - постановка во главу угла удовлетворенности клиентов;
     
     - определение новых возможностей для развития бизнеса;
     
     - оттачивание и масштабирование технологических процессов ради непрерывного развития;
     
     - обнаружение и снижение бизнес-рисков.
     

     Первая версия ИСО 9001 увидела свет в 1987 г. Документ подвергался обновлению в 1994 г., а затем снова обновлялся в 2000 и 2008 гг. Текущая версия опубликована в сентябре 2015 г. и является пятой редакцией стандарта ИСО 9001, отменяя и заменяя предыдущие издания.
     
     Цель рассматриваемого стандарта - помочь организациям предоставлять продукты и услуги, в полной мере соответствующие потребностям и ожиданиям клиентов, а также релевантным нормативным и законодательным требованиям.
     
     Обновленные вспомогательные стандарты ИСО
     
     Определенные добровольные стандарты ИСО, ориентированные на конкретные требования и задачи, помогающие оптимизировать использование СМК, недавно подверглись обновлению с целью обеспечения соответствия последней версии документа ИСО 9001.
     
     В качестве примера можно привести ИСО 10014:2021 "Системы управления качеством - Управление организацией с учетом результатов проверки качества - Руководящие указания по созданию возможностей для реализации финансовых и экономических преимуществ".
     
     Целевая аудитория документа - высшее руководство. Стандарт предполагает использование структурированного подхода к достижению финансового успеха с применением системы менеджмента качества и принципов, описанных в семействе стандартов ИСО 9000.
     
     Использование ИСО 10014:2021 позволяет заинтересованным сторонам отслеживать динамику ключевых показателей эффективности/производительности, анализировать тренды и при необходимости вносить корректировки, направленные на дальнейшее повышение производительности/эффективности.
     
     Документ ИСО 10014:2021 дополнительно помогает пользователям заранее спрогнозировать риски и управлять ими, оптимизируя бизнес. В стандарте также приводятся примеры структурированного подхода к повышению эффективности бизнеса.
     
     Недавно также подвергся обновлению документ ИСО 10013:2021 "Системы менеджмента качества - Руководство по задокументированной информации", содержащий руководящие принципы в части подготовки и поддержания целостности задокументированной информации, необходимой для поддержки эффективной СМК.
     
     Стандарт позволяет при планировании того, какую документированную информацию следует поддерживать и хранить, учитывать конкретные потребности организации, включая правовую и нормативную базу, потребности и ожидания заинтересованных сторон, риски и возможности, а также стратегическое направление работы организации.
     

     В улучшенной версии ИСО 10013 присутствует описание инноваций в сфере взаимодействия с документацией, возникших с момента выпуска предыдущей редакции стандарта, включая, помимо прочего, доработку мер безопасности и внедрение автоматизации в рамках управления потоком процессов.
     
     Оба международных стандарта, подвергшиеся актуализации, дорабатывались подкомитетом номер 3 (Вспомогательные технологии) технического комитета ИСО/ТК 176 (Менеджмент качества и обеспечение качества). Секретариат ИСО/ТК 176/ПК 3 находится в ведении Нидерландского института по стандартизации (Nederlands Normalisatie-instituut, NEN), являющегося членом ИСО.
     
     
     Источник:
     https://www.novotest.ru/